"Ленин. Красный император" - это имя так затаскали в советские годы, а потом в годы перестройки, что личности не стало видно. От обожествления до ниспровержения, от гения до ничтожества – крайности оценок все дальше уводили от истины. Как получилось, что кудрявый мальчик-отличник из хорошей семьи добропорядочного чиновника империи превратился в главного революционера человеческой истории? Почему протест против режима стал модным среди молодежи конца ХIХ века? Чего им не хватало, этим юношам и девушкам, покидавшим богатые имения родителей, и шедших метать бомбы в царя и губернаторов? И как вышло, что разрушитель империи, встав у власти, эту империю воссоздал и укрепил?
Больше двадцати лет спустя после распада СССР, в декабре 2013 года, в Киеве снесли памятник Ленину. А ведь казалось, что вождь мирового пролетариата окончательно ушел из эмоционального восприятия жителей бывшего Союза – в анекдоты ли, в мифы, в сухие строчки учебников, но ушел!
В январе 2014 года исполняется ровно девяносто лет со дня смерти человека, который почти на век определил курс страны.
Фильм обозревателя НТВ Владимира Чернышёва Ленин. Красный император» – попытка взглянуть на эту фигуру без лишних эмоций, свойственных началу 90-х. Хорош он был или плох — это каждый может определить лично для себя. Но он был, и без него нет нашей истории, XX века наших родителей и XXI века новых поколений.
Как получилось, что кудрявый мальчик-отличник из хорошей семьи добропорядочного чиновника империи превратился в главного революционера человеческой истории? Почему протест против режима стал модным среди молодежи конца ХIХ века? Чего им не хватало, этим юношам и девушкам, покидавшим богатые имения родителей, и шедших метать бомбы в царя и губернаторов? И как вышло, что разрушитель империи, встав у власти, эту империю воссоздал и укрепил?
Чтобы ответить на эти и другие ключевые вопросы, съемочная группа посетила места, связанные с важными моментами жизни Ленина, – от роскошного дома в Симбирске-Ульяновске, через загородное имение Кокушкино и маленькую квартиру в Цюрихе, где 47-летний Владимир Ильич без всякой надежды на успех своих идей читал русские газеты февраля 17-го года, до Петрограда, Москвы и усадьбы Горки, где он мучительно умирал.