В действительности глаза совы и впрямь хорошо приспособлены к тому, чтобы видеть в темноте. Ее глаза могут практически в кромешной тьме различать даже неподвижные объекты. Для этого ей достаточно освещения всего-навсего в две миллионных люкса. Однако, несмотря на то, что сова обладает таким потрясающим прибором ночного видения, полностью отказывать ей в дневном зрении было бы несправедливо.
Для того чтобы проявлять активность в ночное время и бездействовать днем, у совы есть масса причин и не все они связаны со зрением этой хищницы.
В первую очередь такое поведение совы связано с тем, что основной и самой любимой пищей этих властителей ночи являются грызуны. В ночное время они покидают свои убежища, чем и привлекают сов.
Мир для сов представляется черно-белым.
Грызуны наивно полагают, что с помощью такого подведения они могут уберечься от своих врагов, и от некоторых они и в самом деле спасаются, но только не от совы. Ведь мышки проявляют к физиологии сов ничуть не больше интереса, чем люди и поэтому не знают, что совы не только прекрасно видят в темноте, но и обладают великолепным слухом. Даже малейший писк или шорох не пройдет мимо невероятно острого слуха совы.
Наблюдения за этими птицами и лабораторные исследования показали, что слух у сов имеет специфическую «настройку», наилучшим образом воспринимая именно тот частотный диапазон, в котором и находится большинство звуков, которые издают грызуны. В результате этого, только одна-единственная неясыть может поймать до тысячи полевых мышей всего за один сезон, что, конечно же, оказывает огромную помощь сельскому хозяйству.
Вторая причина, по которой сова предпочитает вести себя в дневное время тихо, состоит в том, что она опасается гнева других птиц.
Зрачок сов сильно сужается и расширяется не только при изменении освещения, но и при каждом вдыхании и выдыхании.
Как это ни странно, но основная масса птиц, увидев сову, почему-то приходит в непонятно чем вызванную ярость. И если бы их ярость была столь же бесплодной, как это бывает у людей, которые возмущаясь тем или иным нежелательным явлением, как правило, никогда не претворяют свои чувства в действие. Нет, птицы существа деятельные и, впав в состояние ярости, они все как один бросаются на несчастную сову, несмотря на то, что та не причиняет птичьему племени никакого вреда. Чем это объясняется, ученый мир пока сказать не может, но сове от этого ничуть не легче и она предпочитает в дневное время не напрашиваться на неприятности и прибегает к своим, надо сказать очень хорошо развитым, навыкам маскировки.
Совы могут поворачивать голову на 270° без вреда для здоровья благодаря ряду приспособлений.
А то, что она не желает взлетать, когда в ее направлении приближается человек, объясняется совсем не слепотой птицы, а нежеланием выдать другим пернатым свое нахождение. Что же касается способности совы видеть при дневном свете, то хоть оно и не так развито как ночное видение, но все же будет острее, чем у человека, который наивно считает сову слепой.