Ведь зачастую рыбы мечут икру не в местах своего постоянного обитания, а там, где присутствуют наиболее благоприятные условия для развития потомства. Потому малышам по мере вырастания приходится проплывать значительные расстояния, чтобы вернуться домой. Это случается, даже если взрослые рыбы не отплывают далеко от дома, чтобы вывести потомство. Икру, свободно плавающую в воде, легко может унести течением далеко от родных мест. Такая же судьба может постигнуть и мальков, уже вышедших на свет из икры. Дело в том, что не все мальки могут активно и самостоятельно передвигаться с первых дней жизни.
Мальки рыб обладают огромной жизнеспособностью.
Наблюдая за мальками рыб, обитающих в водах Северного полушария, ученые пришли к выводу, что подобные перемещения занимают очень долгое время, крайне опасны и вообще обречены на провал. Но когда под наблюдение биологов попали рыбы из морей Южного полушария, а особенно жители коралловых рифов, то ученым пришлось пересмотреть свои взгляды. Дело в том, что разница в скорости северных и южных мальков оказалась просто огромной! По размеру эти крохотные существа примерно одинаковы, но «северяне» гораздо медлительнее и апатичнее, чем их южные собратья.
Но мальки коралловых рыб поражают своей скоростью не только в сравнении с рыбами северных морей. Если сравнивать скорость такого малька со скоростью человека в воде, выйдет, что человек, обладай он рыбьей скоростью, проплывал бы стометровку за три с половиной секунды. Напомним, что отличный пловец-рекордсмен преодолевает это расстояние почти за минуту.
Мальки южных океанических вод превосходят по жизнеспособности северян.
Возможно, «южане» превосходят «северян» по скорости из-за того, что их форма тела и строение плавников более развиты и позволяют им двигаться быстрее. Но этот аспект еще не очень хорошо изучен, ученым еще есть, над чем работать.
Есть еще один интересный момент в движении мальков к своей цели. Откуда эти крохотные рыбки, только вышедшие из икринок, в точности знают, куда же именно им плыть? Ведь порой волны и течение относят их от рифа на многие километры. На этот счет есть несколько версий.
Как известно, рыбы вполне способны производить и понимать звуковые сигналы. А ведь риф — это источник множества разнообразных звуков. Звучит вода, когда волны разбиваются о риф, ломаются сами кораллы, да и рыбы, населяющие риф, общаются между собой на своем рыбьем языке. У мальков, несмотря на юный возраст, присутствует неплохое восприятие звуков. Маленькие рыбьи детки вполне могут двигаться на звук.
Мальки золотой рыбки.
Кроме того, кораллы, водоросли, креветки и рыбы имеют собственные запахи. А по исследованиям ученых, выяснилось, что даже личинки рыб имеют хорошо развитый аппарат обоняния. Очень может быть, что к рифу их влечет запах.
Органы обоняния есть у каждой рыбы. Они состоят из двух ноздрей и некого закрытого кармана. Изнутри этот карман выстлан особенно чувствительным к запахам эпителием. Клетки этого покрытия сообщаются с обонятельными долями мозга, в которых происходит анализ и идентификация запаха.
Мальки аквариумных рыбок.
Хоть устройство рыбьих органов обоняния не очень сложное, но они обеспечивают рыбам очень высокую чуткость к запахам. Чтобы исследовать чувствительность рыб к запахам, проводили такой опыт: в бассейн с рыбами одного вида подливали немного воды из аквариума, в котором недолгое время плавала одна рыба другого вида. На запах этой рыбы, растворенный в воде, остальные рыбы явно реагировали. Острота обоняния рыб зависит от скорости прохождения воды через их обонятельный аппарат. У угрей этот аппарат снабжен специальными ресничками, увеличивающими скорость всасывания и высвобождения воды. Потому обоняние у угрей еще более острое, чем у других рыб. Их обоняние по силе чувствительности сходно с уровнем обоняния собаки.
Для чего же рыбам такое развитое обоняние?
Оказывается, запахи несут в себе столько же информации, сколько и звуки. Разные виды рыб пахнут по-разному. Таким образом, о проникновении чужаков на их территорию рыбы узнают загодя. Рыбы одного вида также узнают друг друга по запаху. Самки и самцы находят себе партнеров для обзаведения потомством. Стайные рыбы могут двигаться совершенно синхронно, не теряя членов стаи из виду.
Что говорить, ведь даже разные эмоции пахнут по-разному. Устраивали такой эксперимент. Рыбы-коты привыкли жить большими стаями и прекрасно сосуществуют друг с другом. А вот если стаю разбить и выбрать из нее пару особей, тут-то между ними и начинаются конфликты. Так вот, когда в аквариум с драчунами наливали воду из общего аквариума, драка тут же заканчивается. И наоборот, если в аквариум стаи подлить воды из аквариума. В котором произошел конфликт, стая приходит в беспокойство.
Мальки рыбки данио.
Рыбы, живущие стаями, обладают еще одной особенностью, связанной с запахами. В их коже есть особенные клетки, содержащие вещество с резким запахом страха. Вернее, символизировать страх оно начинает, когда попадает в воду. А в воду оно может попасть только в случае, если рыба поранилась. Тогда остальные члены стаи воспринимают этот запах как сигнал тревоги и бросаются врассыпную.
Некоторые виды рыб путешествуют не только на стадии малька, но и практически всю жизнь проводят в миграции. Таковы лососи из Тихого океана. Икру они откладывают в пресной воде. Там же выводятся личинки, которые развиваются в мальков. После мальки перемещаются в море, где активно растут и развиваются во взрослых рыб, способных к размножению. А на нерест они снова возвращаются в свои реки. Удивительнее всего, что несмотря на такой длительный процесс развития, лососи не забывают запаха рек, в которых появились на свет, и свою икру предпочитают откладывать там же.