Тот факт, что верблюд лучше чем какое-либо другое млекопитающее приспособлен к засушливому пустынному климату, не вызывает сомнений, пожалуй, ни у кого, кто хоть немного знаком с зоологией.
Этот длинноногий горбатый корабль пустыни способен в течение трех недель обходиться без маковой росинки во рту. Кто-то может сказать, что в этом нет ничего удивительного, поскольку у него на спине имеется один, а может даже два горба с водой – настоящие фляги. И сошлется при этом на то, что после длительных переходов по пустыне, горбы у верблюдов становятся похожими на пустые бурдюки, которые болтаются на их спинах без какого-либо признака наличия в них содержимого.
Верблюд может длительное время обходиться без воды и еды.
Отчасти, такие люди правы, но только отчасти. Дело в том, что благодаря своему горбу или горбам, верблюды и в самом деле могут преодолеть муки жажды, вот только никаких запасов воды они в своих горбах не носят, как не носят и какой-либо другой жидкости. На самом деле горб верблюда наполнен совсем не водой, а жиром, который обладает как минимум двумя, едва ли ни волшебными свойствами.
Первое из этих свойств заключается в том, что жир и в самом деле способен разлагаться на воду, если животное испытывает потребность в ней. Причем, как это ни удивительно, но из ста граммов жира выделяется сто семь граммов воды.
Из жира в горбу верблюда выделяется вода, необходимая животному в длительных путешествиях по пустыням.
Второе свойство состоит в том, что наполненный жиром горб, выполняет роль своеобразного кондиционера, с помощью которого охлаждается кровь, которая через него проходит. Многим людям известно, что суточные колебания в пустынях очень велики и если днем жара может доходить до семидесяти градусов, то ночью температура может опускаться почти до нуля. В результате за ночь горб успевает остыть до температуры в тридцать четыре градуса. И когда в дневное время температура поднимется до уровня чудовищной жары, горб становится источником желанной прохлады.
В то же время, воду верблюды и в самом деле накапливают в своем организме. Вот только это происходит совсем не в горбу. Мало кому известно, что верблюды являются, наверное, самыми рьяными водохлебами планеты. За один раз они могут выпить до ста пятидесяти литров воды. Значительная часть этого объема жидкости задерживается в преджелудке верблюда, распределяясь в нем по специальным кармашкам.
Верблюды — знатные водохлебы. За один раз животное может выпить до 150 л жидкости.
Значительная часть жидкости впитывается в кровь. Можно сказать, что тело верблюда является настоящей губкой на четырех ногах.
Однако сколько бы воды это животное не выпило, надолго ее все равно бы не хватило, не будь верблюжий организм таким сверхэкономным. Среди средств экономии влаги, в первую очередь следует отметить то, что верблюд совершенно не потеет. К тому же дыхание этого странника пустынь сильно замедлено, что позволяет животному не терять вместе с выдыхаемым воздухом частички драгоценной жидкости.
Что касается выделительной системы верблюдов, то и она подчинена задачам экономии жидкости. Например почки верблюда по несколько раз фильтруют жидкость подлежащую выделению, выжимая из нее практически все, что имеет ценность. Можно сказать, что моча верблюдов представляет собой невероятный концентрат продуктов распада в минимальном количестве воды.
Конечно, верблюд животное, мягко говоря, — фантастическое. Однако, кроме того, что он обладает таким уникальным механизмом экономии влаги, он еще и очень силен и вынослив.
Что касается верблюжьего помета, то он сух до такой степени, что является, по сути, готовым кизяком и им можно сразу же пользоваться в качестве топлива для костра, что и делается бедуинами, живущими в этом засушливом районе, и путешественниками.
На своем горбу это животное может таскать до четырехсот килограмм какого-либо груза, проходя с ним по жаре до восьмидесяти километров в день. В некотором роде верблюд является одним из краеугольных камней, на котором возникла ближневосточная цивилизация, для которой верблюд столь же важен как конь для скифов или для монголов. И можно только догадываться, как бы развивались цивилизации Востока не будь у них такого потрясающего и неприхотливого помощника как верблюд.